Группа № 9 «Цветочный городок» МБДОУ №34 г. Азова

Консультация для родителей:« Закаливание детей старшего дошкольного возраста »

17 октября [чт]

 Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, а для морфологического совершенствования в этот период ведущие значение имеют рациональный двигательный режим и всесторонняя поддержка физического развития ребенка, как в семье, так и в образовательном учреждении. В условиях ДОУ вопрос создания здоровьесберегающей среды решается и как работа по сохранению и укреплению здоровья детей в целом, и как система педагогической поддержки индивидуального физического развития каждого ребенка. В связи с этим наиболее значимым представляется аспект воспитательно-оздоровительной работы, предполагающей формирование центральных установок на здоровый образ жизни как индивидуальную потребность ребенка. В этом направлении надо проводить инновационную работу по закаливанию детей в старшей группе.

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды с тем, чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные измерения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли др. не вызывали у детей резких отклонений в протекании физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания.


Следует знать, что закаливающие процедуры приносят пользу лишь в том случае, если они проводятся систематически, то есть в одно и тоже время регулярно.


Принципы закаливания.


1. Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий.


При закаливании организма недопустимо форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры.


2. Систематичность закаливания – это регулярное повторение закаливающих воздействий. Следует помнить, что закаливать ребенка на продолжительное время, навсегда, невозможно, какие бы усилия к этому не прилагались.


3. Учет индивидуальных, возрастных особенностей организма ребенка – состояние его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действиям закаливающих агентов.


4. Наличие обязательной эмоциональной положительной реакции малыша на любую закаливающую процедуру.


5. Многофакторность закаливания – использование различных агентов: холода, тепла, механического воздействия воздуха и др. Нельзя ребенка закаливать, только например, водными процедурами. Нельзя заменить прогулки никакими другими средствами закаливания.


6. Сочетать общих и местных охлаждений. При обливании стоп тело остается незакаленным и наоборот, процедуры (обливание до пояса) не обеспечивают устойчивости стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма ребенка достигается при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области тела (стопы, носоглотка, поясница).


Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.


Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.


Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным.


Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения.


Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.


Закаливание водой


Вода – общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствам закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.


Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.


При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:


1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым нормам для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.


2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем «до красноты».


3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее «соприкосновения с телом».


Существует несколько отдельных способов закаливания водой:


1. Обтирание – самая нежная их всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кости, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.


2. Обливание – бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в детских садах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20 – 30 секунд.


Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно летом. После окончания – растереть полотенцем. Душ является более сильным закаливающим средством, чем обливание, поскольку на кожу ребенка оказывают воздействие более сильные струи воды, возбуждающие ребенка. Особенно он полезен детям вялым и заторможенным.


Закаливание воздухом.


Воздух – это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей – непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон без маечек, воздушные ванны.


Закаливание солнцем


Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре относится очень осторожно. У детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход.


Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.


Дневной сон проходит без маек. Выполнение гимнастики в постели и заправка кроватей в трусиках также способствует закаливанию детского организма.


Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.


«Босоножье»


Старшая группа


Тёплый период: Ходьба и бег по земле, воде, асфальту


Время: 5 – 90 минут


Холодный период: Ходьба и бег босиком по полу группы


Время: 5 – 30 минут


Одной из форм закаливания является хождение босиком, как форма


механического и термического точечного массажа стоп, рефлекторно улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей. Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, по хорошо очищенному грунту (гальке, гравию, песку, траве, постепенно увеличивая время с 2-3


минут и более. Хождение босиком на участке разрешается при температуре воздуха не менее 20-22*.


Затем приучаем детей ходить босиком и в помещении (вначале в носках) при температуре пола не менее 18*. Начинают с 2-3 минут (перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по полу босиком, увеличивая это время на 1мин в день.


И доведя постепенно до продолжительности полного игрового физкультурно-оздоровительного часа.

После дневного сна используется сочетание закаливания стоп прохладной водой с ходьбой босиком по тактильным дорожкам для профилактики плоскостопия. Огрубевшая кожа на ступнях притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду.

Методы закаливания детей дошкольного возраста

- Воздух

Характере дйствия - Температурное воздействие на организм

(на кожные покровы, легкие и другие органы системы)

Методы - 1. Прогулки в любую погоду в соответствующей сезону одежде.

2. Дневной сон при открытой форточке.

3. Воздушные ванны перед дневным сном и после него.

4. Хождение босиком по полу и «дорожкам здоровья» не менее 15 мин в день.

5. Дозированное хождение босиком по земле в летний период.

6. Занятия в группе в облегченной одежде при температурном режиме не выше 18-20* С.

7. Утренняя гимнастика в облегченной одежде при открытой форточке.

8. Контрастные воздушные ванны, принимая которые дети после сна несколько раз перебегаю из прохладного помещения в более теплое под музыкальное сопровождение с увеличением разницы температур от 3 до 15*С (по Ю. Змановскому).

9. Бег после сна в облегченной одежде по коридорам детского сада.

10. Занятия в облегченной одежде на тренажерах в хорошо проветренном спортивном зале во второй половине дня.

- Вода

Характер

действия - Температурное воздействие на организм и раздражающее влияние веществ, растворенных в воде, на кожу, дыхательную и другие системы

Методы - 1. Умывание и другие гигиенические процедуры.

2. Мытье рук холодной водой до локтя.

3. Полоскание горла прохладной воды после приема пищи.

4. Чистка зубов с последующим полосканием рта холодной водой после обеда.

5. Влажное обтирание с последующим растиранием махровым полотенцем.

6. Контрастное обтирание горячей и холодной махровой варежкой с последующим растиранием полотенцем.

7. Испарительное (горячее) закаливание.

8. Обливание ног холодной водой.

9. Контрастное обливание ног после утренней прогулки.

10. Ходьба по водно – солевым дорожкам после дневного сна.

- Солнце

Характер

действия - Общее температурное воздействие на организм и влияние ультрафиолетовой и инфракрасной частей спектра солнечногои злучения

Методы - 1. Световоздушные ванны.

2. Солнечные ванны.

3. Отдых в тени


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.