Группа № 9 «Цветочный городок» МБДОУ №34 г. Азова
«РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»
18 апреля [чт]
«Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум. А между тем все детские потешки, сказки и большинство игр придуманы, возможно, не одну сотню лет назад. И не так просты, как кажется. Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью. С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла. Но не только иносказательное содержание делает народное творчество таким ценным для воспитания. Сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов. Чтение сказок вслух, пение колыбельных, загадывание загадок и потешные стишки способствуют развитию фонематического слуха у ребенка (правильно слышу – правильно говорю), пополняет его словарь, прививает культуру речи и обогащает знание грамматики родного языка. Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша. Например, загадки позволяют ребенку замечать многозначность слов, улавливать игру, развивать способность к анализу и обобщению, умение лаконично и четко выстраивать мысль. Народные загадки отгадать сложнее, чем авторские, написанные специально для малышей. Но тем интереснее познавать мир, видеть необычное в обычном: «сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает». «Шел долговяз, во сыру землю увяз» (дождь). Придется объяснить малышу, что слова «дед» и «долговяз» имеют переносное значение. Это научит ребенка мыслить шире, чувствовать образность языка. Загадки такого типа подходят для малышей старше 3-4 лет. До этого возраста дети понимают только буквальное значение слов. Самым маленьким предложите загадки попроще: "Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык" (заяц). Не столько важен результат, сколько процесс – ребенок учится находить скрытый смысл слова, обращается к своему, пока еще маленькому, жизненному опыту, строит догадки. Раньше колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогали ему не только успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям. Потешки – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «ладушки» и «сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Существует огромное количество потешек на все случаи. Потешка для умывания: Зайка начал умываться Видно в гости он собрался Вымыл ротик Вымыл носик Вымыл ухо Вот и сухо От слез: Не плачь, не плачь, Куплю калач. Не хнычь, не ной, Куплю другой. Слезы утри, Дам тебе три. Хорошо успокаивают расшалившегося малыша игры с пальчиками: Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец)
Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец)
Нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал: Расти коса до пояса,
** Чешу, чешу волосоньки,
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития. Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни. ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ Водичка серебристая Струится из-под крана. И мыло есть душистое, Совсем как в нашей ванной *** Чистая водичка Умоет Саше личико, Анечке - ладошки, А пальчики – Антошке *** Знаем, знаем, да-да-да, Где тут плещется вода. Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошки, По-нем-нож-ку, Нет, не понемножку - посмелей, Будем умываться веселей. *** Водичка, водичка, умой мое личеко, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки алели, Чтоб кусался зубок, Чтоб смеялся роток. ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ Посадим на ложку Капустку, картошку — и спрячем! Попробуй найди! Не видно на ложке Капустки, картошки. И нет на тарелке — гляди! *** Глубоко и мелко, Корабли в тарелке, Вот кораблик плывет, Заплывает прямо в рот. *** А у нас есть ложки Волшебные немножко. Вот — тарелка, вот — еда. Не осталось и следа. *** Каша вкусная дымится,
ПРИ ОДЕВАНИИ НА ПРОГУЛКУ Раз, два, три, четыре, пять — Собираемся гулять. Завязала Катеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Валенки-сапожки И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать. *** Мы на пухлые ручонки Надеваем рубашонку Повторяй за мной слова: Ручка – раз, и ручка – два! Застегнем застёжки На твоей одёжке: Пуговки кнопочки, Разные заклёпочки. ***
ПОТЕШКИ «НА СОН ГРЯДУЩИЙ» Тишина у пруда, Не качается вода. Не шумят камыши, Засыпают малыши *** Байки-побайки, Прискакали зайки, Стали люльку качать, Сладку дрему навевать. Стали в дудки играть, Начал Миша засыпать *** Баю-баю, баю-бай. Поскорее засыпай. Баю-баю, спи-усни, Угомон тебя возьми. *** Лю-ли, лю-ли, люленьки, Прилетели гуленьки. Они сели ворковать, Стали деточку кочать.. *** Баю, баю, байки, Прилетели чайки, Стали крыльями махать, Наших деток усыплять. ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА На кота потягушки, На дитя порастушки, А в ручки хватушки, А в ножки ходушки, А в роток говорунок, А в голову разумок! *** Вот проснулся петушок, Встала курочка. Подымайся, мой дружок, Встань, мой Юрочка. *** Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепко кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать! *** Потягуни — потягушечки (Тянемся пальчиками вверх как можно выше) Потягуни — потягушечки, От носочков до макушечки, Мы потянемся-потянемся, Маленькими не останемся. Вот уже растем, Растем! Растем.! ПОТЕШКИ ПРИ РСАЧЕСЫВАНИИ Чешу, чешу волосоньки, Расчесываю косоньки! Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу. *** Уж я косу заплету, Уж я русу заплёту, Я плету, плету, плету, Приговариваю: «Ты расти, расти, коса — Всему городу краса». ***
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.