Группа № 9 «Цветочный городок» МБДОУ №34 г. Азова

Консультация для родителей «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

20 января [сб]

 В период с двух до трех лет у детей активно развиваются важнейшие системы мировосприятия: зрение, осязание, слух, вкус и обоняние. В этом возрасте малыши чрезвычайно любознательны, они с увлечением исследует предметы, их окружающие, применяя при этом все доступные им способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Именно в правильном и своевременном формировании представления о внешних свойствах окружающих тел (сенсорных эталонов) заключается сенсорное развитие ребенка. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок удовлетворяет свою детскую любознательность, познаёт окружающую его действительность, устанавливает связи между предметами и явлениями. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной. Однако, если усвоение сенсорных эталонов происходит стихийно, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь взрослый. Задачи сенсорного воспитания должны решаться постоянно не только на занятиях, во всех видах детской деятельности, но и родителями дома, вне детского сада. Для обучения через игру созданы дидактические игры. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения. Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Дидактические игры и занятия необходимы для умственного развития маленьких детей. Во время занятий у ребенка воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Дидактические игры и упражнения могут применяться в качестве получения знаний по сенсорике, так и в целях расширения, уточнения и закрепления, полученных на занятиях в детском саду знаний и умений малышей. Необходимо всегда ставить перед собой задачу учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное, формировать у малышей представление о сенсорных эталонах. Методические рекомендации для родителей по созданию развивающей среды в семье Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов –дерева, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п. Необходимы игрушки контрастных размеров, цветов, различной формы. Предпочтение оказывается специальным дидактическим игрушкам, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине; рамки Монтессори и доски Сегена учат на практике учитывать такое свойство предметов, как форма). Развивающую среду следует пополнить разрезными картинками, кубиками с картинками, парными картинками, пирамидками, формами -вкладышами, шнуровками и т.д. Развивающие и обучающие книги для детей, которые помогают ребенку развиваться, приобретать новые знания в различных областях. Развивающую среду необходимо пополнять занятиями по изодеятельности: лепка, рисование. Особенности занятий с детьми 2-3 лет Занятия и игры с ребенком должны быть регулярными. Все задания ребенку предлагаются в игровой форме. Игра должна быть интересной, непродолжительной по времени и проста. Очень важно создать дома благоприятные условия для организации такой игры. Для этого необходимо создать такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, чтобы он не был «зажат», а мог свободно проявлять свои стремления и интересы. Игры можно проводить не только на занятиях, но и в свободное время, на прогулке, во второй половине дня. Главный принцип в использовании игр–их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Критерии оценки сенсорного развития ребенка Для контроля развития детей дошкольного возраста используется специальная система оценивания. В период от двух до двух с половиной лет малыш должен научиться следующему: находить предметы четырех основных цветов и их оттенков, уметь называть некоторые из них; правильно выбирать заданную фигуру или геометрическое тело из нескольких предложенных фигурок, различать, а также называть основные их типы (круг, кубик); разбираться в размере предметов, правильно собирать матрешку; самостоятельно собирать маленькую пирамидку и составлять простую башню из кубиков. Развитие ребенка в последующие полгода жизни характеризуется следующими умениями и навыками: способность назвать основные 4 цвета и различать их оттенки, а также умение подобрать цвет, соответствующий образцу; знание названий всех основных геометрических тел и фигур, способность назвать их и подобрать по заданному образцу; при выборе какого-либо предмета для игры ребёнок ориентируется по нескольким его критериям, например, форме и цвету; способность собрать сложную матрешку (более трёх частей), пирамидку и башенку по заданному образцу; применение средств дошкольного развития ребенка должно поспособствовать его умению к трехлетнему возрасту называть правильно фактуру предмета и его размеры. Дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста Приведу для примера дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. Игры на развитие тактильных ощущений. «Ежики» Из толстого картона вырезаны фигуры ежиков и обклеены разными сенсорными материалами. Ежики знакомят детей с понятиями «гладкий», «шершавый», «мягкий», «твердый». «Чудесный мешочек» В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани). Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы. «Догадайся, что за предмет» На столе коробка, во фронтальной стенке которой выполнено отверстие квадратной формы. В боковых стенках выполнены круглые отверстия для рук. Ребенку предлагают на ощупь определить предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.) и назвать их. «Найди ящичек» Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка. Игры и упражнения для закрепления понятия формы. «Волшебный мешочек» Все фигуры сложены в мешочек, малышу нужно выбрать все круглые (квадратные, треугольные) фигуры. «Найди пару» Каждой большой фигурке нужно найти в пару маленькую. «Какая фигура лишняя?». Ребенку предлагают различные наборы из трех геометрических фигур. Например, два квадрата и один треугольник. Требуется определить лишнюю фигуру. «Продолжи узор» Из фигур выложена дорожка, чередуясь, например, синий большой круг, затем красный большой круг и т.д. несколько раз. Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на дорожку и продолжить её. «Найти предмет указанной формы» Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб). «Из каких фигур состоит машина?» Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины. Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины. «Пирамидка» Собрать пирамидку, кольца которой рассыпаны на столе. «Матрешки» Собрать матрешку, состоящую из 3-4 штук. «В какую коробку?» Распределить два вида игрушек разных размеров по двум коробкам в зависимости от размера (большой-маленький). «Сравни предметы по высоте» Попросить посадить фигурку кошки на высокую башенку, а фигурку собаки на низкую башенку. «Матрешки в ряд» Попросить выстроить матрешки по возрастающей величине. «Ленты» Разложить разноцветные ленты разной длины от короткой до длинной. Назвать ленты по длине. «Дорожки для машин» Построить из деревянного конструктора узкую дорожку для маленькой машинки и широкую для большой. Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета «Найди машинке гараж» Для каждой машинки определенного цвета нужно найти свой гараж (цветовое поле) подходящего цвета. Например, красная машина едет в красный гараж. «Воздушные шары» К изображениям воздушных шаров разного цвета нарисовать ниточки такого же цвета. «Собери цветок» Собирать цветок из «лепестков» (бельевые прищепки) по цвету серединки цветка (синяя серединка –синие лепестки) или выявить закономерность узора лепестков и продолжить её. В заключение следует отметить, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное сенсорное развитие детей раннего возраста.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.